Антикоррупционная политика: понятие, цель и задачи
Противодействие коррупции является особым видом публичной политики — антикоррупционной политикой, представляющей комплекс последовательных мер, осуществляемых на высшем государственном уровне и предполагающих вовлечение в их реализацию представителей власти, бизнеса и гражданского общества. Антикоррупционная политика — это деятельность, направленная на создание эффективной системы противодействия коррупции.
По своему содержанию антикоррупционная политика — это разработка и осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы в ближайшее время была выделена антикоррупционная функция государства как одно из направлений реализации его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном (тактическом) плане, так и о выработке и проведении долгосрочной (стратегической) линии по ограничению коррупции в государстве и обществе. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества и население страны.
Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:
- предупреждения коррупционных правонарушений;
- обеспечения ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами;
- возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями;
- мониторинга коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
- формирования антикоррупционного общественного сознания;
- содействия правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений и ограничение необоснованной свободы усмотрения правоприменителей;
- содействия реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
- создания правового механизма, препятствующего подкупу граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;
- создания стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной службы неподкупными лицами.
Принципами антикоррупционной политики являются:
- партнерство субъектов формирования и реализации мер антикоррупционной политики;
- приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;
- недопустимость установления антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами;
- недопустимость объединения функций разработки, реализации и контроля за реализацией мер антикоррупционной политики;
- поддержание оптимальной численности лиц, замещающих государственные должности, и лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе;
- целевое бюджетное финансирование мер антикоррупционной политики, применяемых органами государственной власти и местного самоуправления и их учреждениями;
- признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений лиц, замещающих должности, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Российской Федерации;
- недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих государственные должности, должности государственной, муниципальной или иной службы, совершивших коррупционные правонарушения;
- недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах антикоррупционной политики.
Следует выделить следующие уровни антикоррупционной политики, учитывающие структурную организацию общества.
В публичной сфере:
- в государственном секторе — в органах власти и в иных государственных организациях, действующих в отраслях и сферах государственного управления;
- в сфере местного самоуправления — в органах и организациях системы местного самоуправления.
В сфере корпоративных интересов:
1) в деловой сфере — предпринимательском сообществе (союзы промышленников и предпринимателей).
Антикоррупционная политика является видом социальной политики, так же как и уголовная политика.
Учитывая, что коррупция — явление социально-правовое, криминальное, а задачами уголовной политики является борьба с преступностью, можно предположить, что антикоррупционные меры, осуществляемые органами внутренних дел, входят в своем большинстве в сферу реализации уголовной политики.
Основным содержанием уголовной политики является определение стратегических и тактических задач применения уголовного законодательства в борьбе с преступностью. Генеральная цель уголовной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного контроля государства и общества над преступностью.
Исходя из общего определения уголовной политики, можно следующим образом охарактеризовать современную политику России в сфере противодействия коррупции — это система политикоправовых отношений, юридических норм, идей, взглядов, реализующихся в принципах, направлениях, формах и способах деятельности ее субъектов по противодействию коррупции в сфере осуществления государственной и муниципальной власти, а также корпоративных интересов.
Уголовная политика России в сфере противодействия коррупции основывается на определенных принципах и имеет свои особенности, отличающие ее от других направлений государственной политики в борьбе с преступностью.
Уголовная политика в сфере противодействия коррупции определяет основные направления, цели и средства воздействия на коррупционную преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, административного, гражданского законодательства, практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений.
Оценка эффективности уголовной политики в сфере противодействия коррупции в России должна определяться исходя из анализа следующих показателей:
- качества законов, целостности законодательного регулирования и непротиворечивости законов, принимаемых для обеспечения механизмов осуществления государственной и муниципальной власти в Российской Федерации;
- ответственности власти за качество принимаемых законов и их применение;
- системности деятельности государственных органов по борьбе с должностными преступлениями и коммерческим подкупом;
- максимально возможного снижения коррупционной преступности.
Коррупция стала масштабной проблемой современности, и, несмотря на решительные меры по борьбе с этим злом, уровень коррупционных проявлений в целом по стране и в частности в органах внутренних дел остается достаточно высоким. Неблагоприятное воздействие на данные процессы оказывает и отток из органов внутренних дел квалифицированных кадров.
Коррупция разрушает усилия государства и общества по наведению порядка в стране, обеспечению достойного уровня жизни граждан, может привести к необратимой дезорганизации государственного управления, если не произойдет заметных позитивных изменений в борьбе с коррупцией.
Коррупция является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства. Именно коррупция в государственном аппарате, органах государственной власти сегодня представляет реальную угрозу национальной безопасности.
По данным ВЦИОМ, уровень коррупции в бизнесе — платы предпринимателей за преодоление административных барьеров — в среднем по России составляет около 10%. Это то, что платят предприятия от выручки для того, чтобы существовать, не учитывая налоговых проблем. В разных регионах эти отчисления разнятся. Есть благополучные регионы, где относительно небольшая плата (приближается к
В Послании Президента РФ к Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. коррупция названа одним из главных барьеров на пути развития государства. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем, до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла[2].
Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества, должны стать открытыми для общества. Именно на это направлены и соответствующие законы об открытости государственных органов и об обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Будет в том числе установлен порядок размещения информации в сети Интернет о деятельности судов. Публикуемые тексты судебных актов позволят получить более четкое представление о работе судов, о проблемах в законодательстве и судебной практике. Все это будет способствовать и преодолению правового нигилизма.
- [1] Всероссийский центр изучения общественного мнения: Официальный сайт. URL:http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/vnutrennjaja-politika/komjpcija/ntype/2/browse/l.html?no_cache=l&L%5B0%5D=l (дата доступа: 23.11.2009).
- [2] Президент Российской Федерации: Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979 (дата доступа: 23.11.2009).